Долго ничего не писал в соцсетях. Оно и понятно почему, совсем не было настроения рассказывать о красивом, хорошем, всех интересовали совсем другие темы. Но не смотря на продолжающуюся войну, стоит возвращаться к привычной жизни. Как вы поняли, я остался в России, тут мой дом, моя семья, мои кошки и тут я могу быть полезным. Может это как у Ремарка - идëт война, а люди пьют вино в маленьких кафе. Нет, они не плохие и не равнодушные, просто лучшее что они могут сделать - жить дальше и не участвовать в войне.
Хочу рассказать о своей летней поездке на завод Вятич, о городе, о людях и о пиве. Кстати ездил я не просто так, а с командой РусБир, где сейчас работаю.
Вятка… не могу я называть этот город Кировом. Будто это перечеркивает многовековую историю города, где пересеклись «ушкуйники», православные святые, соборы с чёрными куполами, и в этом же городе нашел романтическое вдохновение Александр Грин, когда писал свои «Алые паруса». И вот всё это будто бы перекрывается именем партийного деятеля, который даже не нашел себя в истории города.
Пару дней побродив по городу, каждый из этих контрастов нашел себя в каких-то событиях, людях, да и просто в общем ощущении города. Есть тяжелые индустриальные города, в которых чувствуется некая депрессия и безысходность, или есть цветущие города, с некой внутренней свободой, вечной торговлей и «движухой» как мой родной Владивосток. В Вятке свой характер, как у военного вышедшего в отставку остается выправка. Вот и Вятка такая, потомки свободных новгородцев, лихого и вольного люда, речных пиратов, воинов, сражавшихся против Орды и против Московии. В то же время нашлось место романтике, невероятно красивый вид открывается на реку Вятку, по старому городу явно любят гулять горожане без всякого повода.
И что действительно удивило меня – Трифонов монастырь. Есть места, церкви, в которых чувствуешь особую ауру что ли. Нет, я не могу назвать себя православным, религиозным, но люблю заглянуть в такие места, как минимум потому, что это часть моей культуры и истории. В тот день я в общем-то ничего и не планировал, тем более посещать монастырь, но раз вся наша компания решила заглянуть внутрь, я не стал возражать. Пришли мы под конец рабочего дня и в общем-то никого кроме нас уже не было. Честно говоря, я стараюсь уважать традиции и не стал лезть в Успенский собор при монастыре в шортах и рубашке с коротким рукавом. Подошел ко входу, чтобы разглядеть фрески и нос к носу столкнулся с иеросхимонахом Отцом Селафиилом (тогда я еще не знал кто это). Что-то дернуло меня робко спросить: «А можно зайти, посмотреть в таком виде?». Уж чего я не ожидал, так это получить не нравоучение о внешнем виде, а ответ без капли презрения, порицания: «Можно, но чтобы в последний раз так». Наверное, сложно передать тон его голоса, и выражение взгляда «живых» глаз, смотревших на меня с некой строгостью, но по-доброму. У меня было пять минут, чтобы полюбоваться красотой традиционной русской архитектуры собора с черными куполами. Потом охранник сказал, что собор закрывается, но тоже сделал это без всякого раздражения, а с заинтересованностью, откуда мы такие появились. Это было немного удивительно, место где суровость, подчеркнутая архитектурой, сочетается с доброжелательностью. Может быть таким и должно быть русское православие? Хотя, наверное, не мне об этом судить.
Какое это отношение имеет к пиву? Очень даже прямое. Пиво не варится в «культурном вакууме», пивоварня Вятич варит пиво в основном на местный рынок и варит пиво для жителей Вятки. Именно по этой причине я попытался нарисовать «портрет» города, понять какой он, житель Вятки, который пьет местное пиво. Если этого не понимать, то бизнес может закончиться очень печально. Как у Stone Berlin, когда американцы решили открыть в немецкой столице пивоварню и показать немцам, что такое крафт. Итог был вполне закономерен, через пару лет пивоварня была продана, а американцы кажется так и не поняли в чем проблема и почему немцам не нужен был их крафт.
Линейка пива делится на два основных бренда – Вятич и Трифон. Вятич – это то пиво, которое можно назвать «классикой», лагеры сваренные в немецкой стилистике с упором на солодовые или хмелевые тона, как в Рижском. В них нет заигрывающих медово-цветочных ноток, или тонов цитруса. Это пиво «со вкусом пива». Пивоварня подчеркивает свои немецкие корни по первому пивовару Карлу Отто Шнайдеру, который смог сделать пивоварню поставщиком Императорского двора и за достаточно короткий срок развить поставки по всей Российской империи.
Самыми популярными сортами являются репродукции советского пива, типа Жигулевского, Рижского, Столового, Бархатного итд. В принципе, в этом нет ничего удивительного. Абсолютно каждой региональной пивоварне приходится заигрывать с потребителем на тему советского пива, этого хочет сам потребитель. Вопрос только в том, что именно сварит пивоварня под названием «Жигулевское»? Вопреки расхожим мифам, в СССР было далеко не самое качественное пиво. Многие заводы выпускают «живое» пиво с низким сроком хранения, и поддерживают миф про то, что настоящее пиво должно храниться семь дней. Вятич пошел другим путем, пиво по мотивам советского, варится на современном импортном оборудовании на импортных солодах. Вы удивитесь, но у не пастеризованного пива Вятич срок хранения составляет 270 дней. А вот фильтрацию оно конечно проходит, приобретая должную прозрачность. Я конечно не пробовал «того самого» Жигулевского пятьдесят лет назад, но опыт подсказывает, что оно не было бы вкуснее того, которое варит завод Вятич.
Линейка пива Трифон уже относится к сегменту «крафта», что вполне логично. Монахи в Вятке стали первые варить пиво, изначальный рецепт включал в себя можжевельник, багульник, зверобой и другие травы, что больше похоже на бельгийский грюйт, чем на немецкий лагер. Тут уже полёт фантазии пивовара не ограничен, варят всю привычную палитру вкусов, нашлось место и томатному гозе, и имперскому стауту. Это действительно в меньшей мере про бизнес. 70% продаж пива Вятич обеспечивает местный рынок, даже не смотря на их сотрудничество с федеральными сетями. Цена кружки пива Вятич в местных заведениях до 150 рублей. Крафтовое пиво на местном рынке всё же пока еще диковинка, хотя есть и профильные магазины и крафтовые бары.
У пивоварни несколько своих заведений в городе с фирменными блюдами фишечками. Например, в Дом пивовара нет фоновой музыки, вот совсем нет, там создается атмосфере приятного шума «как на Октоберфесте», а также стоит полка с кружками гостей. Постоянные гости, выпившие много пива, получают в подарок свою именную кружку. В частности, на полке стоит кружка Никиты Белых, бывшего губернатора. Как сказал Руслан Владимиров – «Пивоварня и ресторан вне политики, мы любим и ценим абсолютно всех своих гостей, чтобы там не было, он был нашим хорошим гостем, мы были и будем ему рады». В нынешнее время быть вне политики очень сложно, мне радостно, что у Вятича это получается. Хотя в своей фирменной газете, они смело высказали своё ФИ местным властям: «Шествие пивоваров запретили, просто потому что могли».
Да-да, пивоварня раньше каждый год устраивала шествие, которое открывало маленький праздник пива. Делали они это просто потому, что могут и хотят порадовать земляков. Всё же завод смело можно назвать одним из градообразующих предприятий города. Хотя работают на нем «всего» 200 человек, но по налоговым отчислениям они одни из лидеров. В этом году на самом заводе решено было устроить Trifon Factory Fest молодежной направленности с диджеями, зонами тату и другими фишечками, которыми в Москве уже никого не удивишь, но для Вятки это стало событием. Опять же сам фестиваль не ставил целью окупиться, это не коммерческое мероприятие, если вы продаете бокал пива по 100 рублей, а билет на вход бесплатный. Прошло всё чинно и весело, было ощущение, что это действительно надо и в радость жителям города, не так уж часто их радуют событиями и праздниками.
И в общем-то я опять ушел от темы пива. Какое моё любимое пиво у Вятича? Звучит, наверное, смешно, но это квас, причем самый недорогой, который делался для Пятерочки под брендом «Красная цена», самый сухой из всех квасов, честно сброженный, без килограммов сахара. Увы, больше такой квас выпускаться не будет, пивоварня не захотела удешевлять производство и менять рецептуру в угоду сети. А так мне ближе классическая линейка пивоварни Вятич, достойные чистые лагеры, которые коварно не оставляют после себя утренних сожалений об излишне выпитом вчера. И опять же прекрасный келлербир (молодое неосветленное пиво), который мы попили во время экскурсии на заводе, увы его тоже не купишь, пивоварня ответственно смотрит на поставки продукции, и есть большие риски, что в точке продукт быстро испортится. А вот коллегам очень понравилось Рижское и Жигулевское экспортное, которые составляют значительный процент продаж от всей линейки.
Подводя итог, смело можно сказать, что Вятич достойный пивоваренный завод. И не только с точки зрения пива, а еще и с точки зрения своего отношения к жизни. Мы ведь всегда с некой завистью смотрим на заграницу, на их нравы, например, «епископская» пивоварня Регенсбурга восстановила местный собор, а также тратит огромные деньги на поддержку спорта. Благотворительность и желание сделать мир вокруг себя лучше присущи не только европейским пивоварням, но и нашим тоже, как всегда мы не замечаем «пророков в своем отечестве». Пивоварня Вятич так же старается менять свой родной город Вятку к лучшему, так же поддерживает спорт, науку - поучаствовали в открытии кафедры технологии бродильных производств в местном ВУЗ-е, готовя себе специалистов, создавая рабочие места на пивоварне.
О вкусах пива можно спорить бесконечно, но вот отношение к производству, людям и родному городу у пивоварни Вятич безусловно показательное.
